МОИ ИДЕИ - ТВОЁ ВОПЛОЩЕНИЕ
В декабре 2019 года Фонд поддержки культуры «Аланика» объявлен грантополучателем Фонда президентских грантов с проектом «Мои идеи – твое воплощение», основанного на идее создания творческого сообщества (лаборатории), в котором люди с инвалидностью, в том числе с тяжелыми поражением опорно-двигательного аппарата, могли бы раскрывать свои творческие и интеллектуальные возможности с помощью волонтеров из числа студентов и педагогов специальностей, соответствующих запросам участников проекта, где каждый участник становится видимым, проявленным, чувствует уверенность в себе и радость от этой проявленности.
Начало
Идея лаборатории началась с выставки эскизов театральных костюмов Анастасии Провоторовой, состоявшейся в рамках фестиваля «В гостях у Ларисы Гергиевой» в Национальном театре оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания. Эскизов, придуманных Настей, но отрисованных ее помощницами — художницами. И еще мы сшили несколько костюмов по эскизам и устроили дефиле. Плптье «Фортепиано» пользовалось особым успехом, а сшила его своими руками Галина Тебиева — директор Северо-Кавказского филиала государственного центра современного искусства.
Социальная значимость проекта.

Актуальность данного проекта определяется процессами общественных отношений реабилитации и поддержки людей с ограниченными возможностями. Формирование толерантных отношений к инвалидам в рамках конкретных социальных институтов и организаций требуют появления новых способов социальной реабилитации.
В нашей республике с численностью 701765 человек, более 10% населения республики являются инвалидами (по состоянию на 01.01.2017 г. — 73098 человек). Из них 1/3 с тяжелыми формами поражения опорно-двигательного аппарата. Из-за малого количества (1-3) в республике специализированных мест (помещений), приспособленных для передвижения инвалидов-колясочников, а также отсутствия возможности применять свои творческие возможности, т.к. некому помогать, и вынужденностью находится в замкнутых пространствах своих квартир и возникла идея создания такого сообщества, которое помогло бы реализовать творческий потенциал таких людей и почувствовать себя равными с остальным обществом.
Уникальность проекта заключается в том, что с помощью волонтеров воплощаются в жизнь мысли и идеи инвалидов, которые в силу заболевания не могут реализовать их самостоятельно. Данный проект можно отнести к инновационным, поскольку ранее похожих проектов в нашем регионе не было.
29 февраля прошла первая фотосессия приуроченная к годовщине существования творческой лаборатории «Мои идеи – твое воплощение»

Участник с ОВЗ любой степени тяжести переодевается в любимого персонажа или героя из кино, а профессиональный стилист-визажист и фотограф делают свое дело.

Фотосессию можно будет увидеть на афишах Владикавказа. Так участники хотят рассказать всему городу о том, что есть такое место, где все желающие люди с ОВЗ и не только могут обучаться, заниматься творчеством, общаться и узнавать много интересного.

На фото участница лаборатории Агунда Абаева - девушка с ДЦП в роли мексиканской художницы Фриды Кало.
ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ
ИСКУССТВО БЫТЬ
Как мы сообщали ранее, из-за пандемии коронавируса занятия лаборатории временно прекращены.

Но одна из самых интересных частей нашего проекта – выставка «Искусство быть» смонтирована в залах Северо-Кавказского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина и готова к показу, если ограничения для посещения музея будут сняты.

До отмены режима самоизоляции выставка будет представлена в формате видеоэкскурсии, которая будет размещена на нашем сайте и на страницах в социальных сетях. Экскурсию «проведут» художники-участники выставки. Рассказ авторов о создании своих инклюзивных проектов сократит расстояние «зритель – художник», что, как правило, не случается на выставках, проходящих в обычном режиме и позволит лучше понять современное искусство.


«Искусство быть» — инклюзивная выставка разработана на поле пересечения различных дисциплин: современного искусства и психологии, социальной реабилитации, педагогики, арт-терапии.


Выставка, как инклюзивное пространство, помогает здоровому человеку понять и принять людей с особенностями здоровья, а человеку с ОВЗ социализироваться, включиться в культурную жизнь.


Выставочный проект во Владикавказе представляет собой адаптированную версию проекта, который в 2019 году был реализован Московским ГЦСИ совместно с Благотворительным фондом «Гольфстрим».


«Искусство быть» — инклюзивная выставка разработана на поле пересечения различных дисциплин: современного искусства и психологии, социальной реабилитации, педагогики, арт-терапии.


Выставка, как инклюзивное пространство, помогает здоровому человеку понять и принять людей с особенностями здоровья, а человеку с ОВЗ социализироваться, включиться в культурную жизнь.


Выставочный проект во Владикавказе представляет собой адаптированную версию проекта, который в 2019 году был реализован Московским ГЦСИ совместно с Благотворительным фондом «Гольфстрим».


Кураторы: Наталья Гончарова, Лариса Гринберг, Надежда Гура.


Арт-объекты для выставки создавались молодыми и известными художниками с учетом особенностей восприятия людей с ОВЗ в сотрудничестве с педагогами, психологами, арт-терапевтами и представителями музейного сообщества. Привлечение экспертов при создании работы обеспечивает доступность восприятия арт-объектов для людей с ОВЗ, а также предоставляет возможность специалистам осуществлять работу, помогающую в абилитации/реабилитации людей с особыми потребностями.


Важными критериями отбора произведений для выставки явились реабилитационная и художественная стороны проектов, их смысловая наполненность, эмоциональная составляющая. Ключевой аспект выставки – открытость и доступность восприятия для любой аудитории, но, в первую очередь, для людей с нарушениями в моторной, сенсорной, эмоциональной, коммуникативной, поведенческой, ментальной сферах.


Выставка подготовлена в партнерстве с ГЦСИ/Москва, Благотворительным фондом «Гольфстрим и ГЦСИ/Владикавказ. Кураторы: Наталья Гончарова, Лариса Гринберг, Надежда Гура.

Посетители увидят серию живописных работ, видео-, звуковые-, мультимедийные инсталляции, интерактивные объекты.

В состав выставки во Владикавказе вошли восемь работ следующих художников:

- «Правила поведения в городе», серия живописных работ/ Вероники Павленко и студии «Особые художники» (Москва);
- «Красивый жест», видео /Елены Рэмбо (Пермь);
- «Нащупывая», инсталляция/Ростана Тавасиева (Москва);
- «Лабиринт», интерактивный объект/ Дарьи Боголюбовой-Кузнецовой (Москва),
- «Я тут, я с тобой», пространственная инсталляция/Маркуса Мартиновича (Москва – Дюссельдорф),
- «Слова и люди», коммьюнити-арт/Анны Семеновой-Ганц (Москва-Гамбург),
- «Шалаш», инсталляция/арт-группировки «ЗИП» (Евгений Римкевич, братья Степан и Василий Субботины; Краснодар);
- «Стена», мультимедийная инсталляция/Леонида Тишкова (Москва);

В выставку вошла работа осетинского художника Анны Кабисовой «Секретики», созданная ею совместно с воспитанниками инклюзивной студии «Аланика класс!» в 2017 году.


СТЕНА
Леонид Тишков 

Инсталляция «Стена» посвящена слепоглухой Ольге Скороходовой, ученой, кандидату педагогических наук и писательнице. Эта рассказанная художником история погружает нас в мир «за стеной», в котором героине Тишкова приходилось жить. Инсталляция основана на книге Ольги Ивановны «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир». Она писала её несколько десятилетий, постоянно дополняя новыми историями из жизни человека без зрения и слуха. Таким образом «стена», отделяющая нас, зрячих и слышащих, от незрячих и глухих, становится центральным образом этой работы. Но самыми важными выразительными элементами инсталляции являются объекты, которые художник разместил на стене и подиуме, приоткрывая завесу, позволяя нам соприкоснуться с миром человека, живущего в темноте и тишине.
НАЩУПЫВАЯ
Ростан Тавасиев

В своей инсталляции художник обращается к форме «черного куба», в котором самое важное заключено внутри. Он предлагает нам погрузиться в его объекты и наощупь отследить их пространственную интригу. Каждый объект иллюстрирует какое-либо понятие пространства: пустоту, фрактальность, переполненность. Внутри одного куба мы погружаемся вглубь фрактальной матрёшки. В другом — ощущаем пространственный лабиринт. В каждом кубе мы обнаруживаем различные геометрические формы, развивая пространственное мышление. Важный композиционный элемент работы — движение по кругу, идея возвращения становится центральной, соединяя цепочку различных способов познания.
Я ТУТ, Я С ТОБОЙ
Маркус Мартинович

Молодой художник родился в 2006 году в русско-немецкой семье. В раннем возрасте врачи стали отмечать нестандартное развитие ребёнка. Ему был поставлен диагноз — аутизм и тяжёлая форма эпилепсии. Но болезнь не стала приговором, послужила поводом создать свой собственный мир, наполненный живописными образами, невероятными домашними перформансами, экспрессивными автопортретами, инсталляциями. Мама художника, желая поддержать сына во время
приступа, говорила: «Я тут, я с тобой». Позднее эта фраза проявилась в качестве основной идеи инсталляции. Она транслируется художником из стерильного пространства белой комнаты, но теперь она обращена к нам. Маркус будто разрывает своё замкнутое пространство, вырывается из скорлупы болезни, делясь с нами возможностью сопричастности.
ПОСТЕРЫ СО СЛОВАМИ, КОТОРЫМИ РУГАЕТСЯ МАМА
Маркус Мартинович

Молодой художник родился в 2006 году в русско-немецкой семье. В раннем возрасте врачи стали отмечать нестандартное развитие ребёнка. Ему был поставлен диагноз — аутизм и тяжёлая форма эпилепсии. Но болезнь не стала приговором, послужила поводом создать свой собственный мир, наполненный живописными образами, невероятными домашними перформансами, экспрессивными автопортретами, инсталляциями. Мама художника, желая поддержать сына во время
приступа, говорила: «Я тут, я с тобой». Позднее эта фраза проявилась в качестве основной идеи инсталляции. Она транслируется художником из стерильного пространства белой комнаты, но теперь она обращена к нам. Маркус будто разрывает своё замкнутое пространство, вырывается из скорлупы болезни, делясь с нами возможностью сопричастности.
ЛАБИРИНТ
Дарья Боголюбова-Кузнецова

«Лабиринт» Дарьи Боголюбовой-Кузнецовой — это художественный объект с элементами игры и терапии, направленный на развитие пространственного мышления. Доска и желоба с шарами — инструмент, развивающий сенсомоторную реакцию, где нужно соединить визуальный образ с возможностью отследить путь шарика, определить варианты его движения. Это и поле для конструирования, где можно выстраивать закономерности, развивая мыслительные операции. Лабиринт позволяет коммуницировать посредством действий, даже не используя речь. Выстраивание своего лабиринта — отражение организации внутреннего состояния и мира человека. В зависимости от того, как сформулировать задачу, её решение может способствовать развитию различных психических свойств, операций и процессов.
ЛАБИРИНТ
ГРУППИРОВКА «ЗИП»
СТУДИЯ «ОСОБЫЕ ХУДОЖНИКИ»

2019

Шалаш, вероятно, самое первое жилище человека, в котором он мог спрятаться от холода и дождей. Часто люди использовали для строительства шалаша ветки, траву, палки, шкуры животных, солому, кору деревьев и даже обломки льда. Современный шалаш можно построить из непромокаемой ткани, деревянных брусков, веревок. Сегодня вам было предложено участвовать в творческом процессе. «К строительству шалаша мы приглашали всех желающих, потому что создание такого места не должно быть отчужденно, хотелось, чтобы участники придумывали его форму и наполнение. В пространстве без яркого света, насыщенных цветов и с приятными мягким на ощупь материалами можно провести время различными способами. Но при этом внутреннее пространство не заставляет тебя делать что-либо. Это место, где можно отдохнуть», — говорят художники.
АРТ-КНИГА
ВЕРОНИКА ПАВЛЕНКО
И СТУДИЯ «ОСОБЫЕХУДОЖНИКИ»

2019

Арт-книга — коллективная работа семнадцати участников студии «Особые художники». «Правила поведения в городе» — это изображения на пяти холстах с описанием различных ситуаций в городской среде. «Особые художники» высказывают свои версии «правильного» и «неправильного» поведения в разнообразных ситуациях, возникающих при посещении общественных мест, пишут короткие тексты о «поведении в городе» и иллюстрируют их. Этот проект является ярким и выразительным примером того, что авторы книги (люди с ментальными особенностями) могут увидеть привычные ситуации в необычном ракурсе, обладают прекрасным чувством юмора и владеют большим арсеналом изобразительных средств.
КРАСИВЫЙ ЖЕСТ
ЕЛЕНА РЭМБО

2019

В работе «Красивый жест» автор поднимает вопросы альтернативной коммуникации и её эстетизации. «Красивый жест» — это серия видеоинтервью со слабослышащими людьми, которые делятся личными историями. Мы привыкли считать устную речь главным языком людей. Но существуют и другие приемы выражения чувств и мыслей — невербальные приемы коммуникации. Люди с нарушением слуха используют язык жестов и мимики. И в отличие от устной речи, которая достигает ушей последовательно, язык глухих показывается и воспринимается одновременно. Мы способны передать больше информации, используя даже один жест. Преобразовывая речевое сообщение из акустической формы в мимико-жестовый код, мы становимся свидетелями своеобразного «кодирования информации». Елена Рэмбо маркирует руки светящейся краской, удваивая экспрессию речи. Смещая акцент с предмета сообщения на интригующую красоту сурдоперевода, художница осмысляет жестовый язык в качестве языка искусства.
СЛОВА И ЛЮДИ
АННА СЕМЁНОВА-ГАНЦ

2019

Художница создает свои работы на стыке разных жанров современного искусства, приглашая зрителей стать частью коллективного исследовательского процесса. Её работы сфокусированы на отношениях между пространством, человеком и объектом. Такого рода действа могут разворачиваться на театральной сцене, в городском пространстве, в музее. В этом проекте — социальной скульптуре — художница предлагает каждому посетителю выйти на сцену и сообщить о том, с какими травмирующими псевдо-утешениями ему приходилось встречаться. Интервью записываются на видео, которые сразу же и демонстрируются. В конце выставки будет смонтирована полная версия фильма.
СЕКРЕТЫ
АННА КАБИСОВА

2017

Название инсталляции и то, как она выглядит, сразу даст намек тем, кто родился до начала 90-х годов, что это отсылка к детской игре «Секретики». «Секретики» – это тайники, которые делали все советские дети, небольшая ямка в земле, в которую нужно было положить что-то из своих сокровищ – высушенный цветок, фантик, бусинку и сверху накрыть кусочком стекла, а потом ямку вновь засыпать землей или песком, забыть, а через какое-то время вспомнить и раскопать этот клад. Так вот, дети, с которыми мне посчастливилось заниматься в прошедшем учебном году – такие вот сокровища, секреты, открывающиеся тем, кто пытается найти к ним ключ. С детства я мечтала делать что-то полезное для других, мечты о преобразовании мира были слишком наивными, чтобы стать реальностью. Прошло много времени, прежде чем я поняла, что нужно делать что-то маленькое, не очень значительное, но от этого будет больше пользы, чем от бесперспективных грез о лучшем мире. Для меня эти дети – учителя. Я учусь у них искренности, нестандартному взгляду на вещи, любопытству к обыденности. А я им просто помогаю сосредоточить свой взгляд на красоте света, цвета, формы и жизни во всех проявлениях. Чтобы зрителям легче было найти ключ к представленным «секретам», я записала интервью с их мамами и родственниками.
Семинары
В рамках выставочного проекта «Искусство быть» 14, 15 августа состоялось 2 события – Практический семинар «Обеспечение инклюзивности в музее: инклюзивность, доступность, сопровождение» для сотрудников музеев г. Владикавказа и Встреча с участниками инклюзивной лаборатории, подготовленные и проведенные экспертами фонда «Гольфстрим» Ириной Скуратовской и Аленой Карбасовой.

Цель Практического семинара – расширение представлений сотрудников музея о работе с посетителями, имеющими «особые потребности». В ходе семинара ведущие остановились на проблемах, связанных с созданием инклюзивного пространства, обеспечения доступности и сопровождения. Практическая часть занятия состояла из составления чек-листа для проверки пространства институции на соответствие требованиям инклюзивности, моделирования практических ситуаций, отработки основных приемов работы с инклюзивными группами.

15 августа состоялся открытый диалог с участниками проекта. Эксперты уделили внимание активизации сотворческих ресурсов у людей с особенностями здоровья. День завершился экскурсией, проведенной куратором проекта Ларисой Гринберг.

Эксперты:
Ирина Скуратовская – психолог, ведущий тренер проекта.
Алена Карбасова – музеолог, социолог, специалист по музейной инклюзии.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website